Подготовка растений к зиме биология: Как деревья и кустарники готовятся к зиме

Как деревья и кустарники готовятся к зиме

Глядя на опустевший сад, может показаться, что деревья, разом сбросив листву, уснули. Но это не так. Подготовка к зиме — процесс сложный и длительный.

Во второй половине лета деревья и кустарники, закончив свой рост, приступают к закалке. Молодые однолетние побеги к холодам должны успеть одревеснеть. Покрывающая их кора из зеленой становится бурой, бордовой или серой — в зависимости от особенностей вида и сорта. Да и листопадом растения страхуют себя от гибели зимой. Иначе падающий снег их бы повредил. К тому же листья, как известно, испаряют влагу. Зимой же испарение невозможно, поскольку в мороз клеточный сок не может двигаться по стеблю. Плюс дышат деревья зимой в 200 — 400 раз слабее, чем летом. Поэтому к холодам на побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы до минус 35 — 40 градусов. Смягчает резкие колебания зимней температуры и толстая кора. Весной же она защищает от солнечных ожогов.

Но с листопадом жизнь внутри растения не затухает. Еще активнее идет гидролиз крахмала. Возрастает и содержание растворимых азотных соединений, повышается их концентрация. Интенсивность обмена веществ резко падает. И у древесных культур наступает так называемый истинный период покоя. Его еще называют органическим или глубоким.

Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, он переходит в сахар. Вспомните картофель: подмороженный, он сладковатый. Это крахмал превратился в сахар. И чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, тем длиннее период покоя у деревьев.

Поздней осенью продукты фотосинтеза больше не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях растений и будут использованы следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасено веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет и растение. Ведь температура замерзания клеточного сока в деревьях и кустарниках с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у которых этот запас мал.

И если надземная часть растений в октябре–ноябре одревесневает и активно готовится к периоду покоя, то корни, особенно всасывающие, продолжают усиленно расти. Для корневой системы при благоприятных условиях периода покоя вообще не существует. Единственное препятствие для их роста — снижение температуры почвы и ее замерзание. Крона же растения благодаря хорошему развитию корней в эту пору получает достаточное количество пищи и влаги, что усиливает ее устойчивость против повреждений морозами и зимнего иссушения. Кстати, этим и объясняется польза влагозарядковых поливов поздней осенью, особенно если сезон был засушливым.

Ученые, проведя не один десяток опытов, доказали, что морозостойкость плодовых и ягодных культур напрямую зависит от скорости снижения температуры. Если она понижается постепенно, то растение входит в зиму более подготовленным. Поэтому для усиления морозостойкости, кроме присущих ему генетических особенностей, должно пройти все фазы закаливания. Первую — при низких положительных температурах. Вторую — при медленном понижении температуры вплоть до наступления небольших морозов. Вот почему характерные для ноября умеренные морозы и первые снегопады отлично закаляют растения.

При постепенном падении температуры ниже нуля кристаллы льда вначале образуются в проводящих сосудах древесины. Затем «оледенение» распространяется на соседние ткани, но внутри клеток лед не возникает: вода из них вытесняется в межклеточное пространство, где и замерзает. А вот если морозы ударят внезапно, то бед наделают немало. Как показывает практика, самая распространенная причина зимней гибели садовых культур — вымерзание, вызванное быстрым охлаждением и образованием кристаллов льда в клетках. Оно всегда губительно.

При слабых же морозах в клетках происходит гидролиз крахмала, расщепление его на растворимые в воде углеводы — сахара. И они в процессе закалки небольшими отрицательными температурами предохраняют клетки от вредного действия мороза. Наиболее интенсивно расщепление крахмала в них идет как раз при слабых морозах. При оттепелях он образуется вновь, поэтому морозостойкость растений и понижается. Для ее поднятия нужна повторная закалка.

Доказано, что кратковременные зимние оттепели, пока растения еще находятся в состоянии покоя, не так опасны, как весенние заморозки, когда почки уже раскрылись и растение тронулось в рост. Но что любопытно: яблони, вишни, персики и другие плодовые культуры не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.

Поэтому так важно знать, у какой культуры какой период покоя. От этого во многом зависит их выживаемость в наших непростых погодных условиях. К примеру, у косточковых культур органический покой наступает раньше, чем у семечковых. Раньше и заканчивается: где–то в феврале–марте. Остальное же время до наступления теплой весенней погоды растения пребывают в состоянии уже вынужденного покоя.

Если осенью срезать пару веток яблони, черешни или черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. И скорее всего, вообще не зацветут. А вот срезанные после Нового года просыпаются быстро, словно только и ждали, когда их разбудят. В природе же сигналом к окончанию зимнего покоя у многих растений служит увеличение продолжительности дня.

nvt–[email protected]

Как растения готовятся к зиме?

Автор J.G. На чтение 2 мин.

Доклад «Как растения готовятся к зиме» для детей можно представить на уроке естествознания.

Как растения готовятся к зиме?

Зима – это привычное явление для большинства регионов планеты Земля. За много лет эволюции живые существа, которые обитают в таких районах планеты, умело приспособились к холодам, снегу, вьюге и метели. Люди, в свою очередь,  научились строить теплющие дома и придумали удобную и теплую одежду для себя, а  большинство животных обзавелись добротными и красивыми шубками или же просто на всю зиму укладываются спать под белое снеговое одеяло.

А вот интересно как же готовятся к зиме растения?

Растениям до наступления холодов нужно накопить запас питательных веществ, которых бы хватило на всю долгую зиму. Процесс накопления у них происходит в конце лета. Но как растения знают, что пора запасать питательные вещества? Они определяют смену сезонов по длительности дня. В конце лета дни уже стают намного короче и растения начинают уменьшать выработку зеленого вещества – хлорофилла.  Именно это вещество придает листочкам зеленого насыщенного цвета.  И через эти же листья растения теряют воду – она испаряется во время их роста.  Зимой им негде брать влагу, так как вода в холода превращается или в лед или в снег.  Поэтому, чтобы сохранить баланс жидкости — растения сбрасывают их на зиму.

Но накопить нужные вещества на всю зиму это еще не все что нужно для переживания холодов. Растениям важно накопленные запасы защитить от их замерзания. Поэтому большая часть растений научились прятать в своих корнях питательные вещества, а некоторые — повышают уровень масел и сахаров в своих зимних запасах, что тоже является существенной защитой от замерзания зимой.

Дальше, когда растения достаточно накопят запасов питания и подготовят их к холодам, они погружаются в долгую зимнюю спячку на три месяца до наступления теплой весны.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали как растения готовятся к зиме.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект занятия «Как растения готовятся к зиме»

Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего  дошкольного  возраста. 

Задачи:

1.      Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2.     Развитие образной и доказательной речи детей;

3.     Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Предварительная работа:

1.      Заучивание стихов об осени, деревьях.

2.     Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья»,  К. Коровин «Осень».

3.     Оформление гербария с осенними листьями.

4.      Разгадывание загадок об осени, деревьях.

5.      Экскурсия в осенний парк.

6.     Беседа о природных явлениях.

Оборудование:  телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация  «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.(Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского  из произведения «Времена года»)

Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)

А сейчас какое время года? (Ответы  детей).

А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладони наши загляни

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний  попади

(Звучит «Волшебная музыка»)

Ну,  вот мы и попали в осенний лес.

(Видеоролик «В осеннем лесу»)

Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?

Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»

 (Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)

Солнце осенью светит, но не греет.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы улетают в теплые края.

Осенью звери делают запасы на зиму.

Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

Воспитатель:  Отправляемся дальше в путь.

Нас деревья в гости ждут.

(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

 Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом –  осень позвала.  Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

 Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель:  Ребята, а какие слова можно подобрать,  чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).

Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» (рассказы  детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.

 Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди…

(Звучит сказочная спокойная музыка)

Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой. 

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому,  что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год…

 Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей). 

            Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?… (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

 

Работа по дидактическому пособию «Приключения мышонка Пика»

Какие процессы помогают растениям подготовиться к зиме?

Чтобы благополучно пeрежить зиму растения приспособились к холодам по-разному. В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги к холодам должны одревеснеть. Покрывающая молодые побеги кора из зеленой становится бурой или серой.

В это время начинается процесс закалки растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева, как запасные защитные вещества, и используются следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это касается не только деревьев, а также и кустов.

Сбрасывание листьев на зиму прекращает рост и вступление в состояние покоя одревесневших побегов — все это также является приспособлением растений к зимовке. Какое же имеет значение листопад? Мы знаем, что листья испаряют воду, а вот зимой испарение невозможно. Сок по стеблю также не сможет двигаться, потому что замерзнет. И снег, который будет падать на листовые пластинки, повредит их. Поэтому растения еще до наступления больших холодов сбрасывают листья. Итак, листопад — защитная реакция растений от гибели зимой.

На побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы от -35С до — 40С. В холодное время крахмал, как запасное питательное вещество, у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы — в жиры.

Наличие толстой коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной сохраняет растение от солнечных ожогов.

Очень важно знать, что кратковременные оттепели зимой, пока растения еще находятся в зимнем покое, менее опасны, чем весенние заморозки, когда почки уже раскрылись и растение начало распускаться.

Почему почки зимой спят?

Покой почек имеет существенное значение для выживания многолетних растений умеренных широт, которые зимой подвергаются влиянию низких температур.

У многих деревьев почки переходят в состояние покоя еще в середине лета, задолго до осеннего листопада. Такие почки представляют собой зачаточный побег. Весь этот зачаточный побег окружен почечным чешуйками. Они имеют очень важное значение, поскольку препятствуют обезвоживанию, ограничивают поступление кислорода и изолируют почку от потери тепла. Во многих отношениях роль почечных чешуек подобна роли семенной кожуры.

Как семени, так и почкам многих видов растений для прерывания покоя необходим холод. Если ветви деревьев или кустов осенью срезать и занести в помещение, то они не будут цвести. Но, если их выдержать на открытом воздухе до зимы, а потом перенести в комнату, они зацветут.

Наши плодовые деревья: яблони, вишни, персики, каштаны и пр. не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.

Например, если одну почку сирени, выращенную в теплице, проморозить в течение короткого времени, то совсем скоро эта единственная почка раскроется.

У многих растений, особенно деревьев, зимний покой нарушается фотопериодической реакцией, то есть изменением длины дня. Увеличение продолжительности для служит для почек сигналом к окончанию зимнего покоя.

Дата публикации:  25 октября 2012г.

Подготовка растений к зиме

Вот и пролетело лето, впереди лишь холодные ветры, сырость, первый снег, а за ними и первый мороз. Самое время прикупить теплую одежду, чтобы чувствовать себя комфортно даже в самые лютые морозы. Но, заботясь о себе любимом, не забывайте и о наших друзьях – растениях, которые сейчас находятся в тяжелом положении.

Они радовали нас буйным цветением, приятным ароматом, пышной зеленью и вкусными плодами, а теперь нам нужно позаботиться о них. Самое простое, но довольно-таки эффективное средство из того, что мы можем сделать для наших садовых растений, – это приготовить для них теплое одеяло из различных подручных приспособлений. Находясь под укрытием, любая культура, порой даже самая незимостойкая, может спокойно перенести понижение температуры до -35…-37 С. Естественно, что без укрытия растения неминуемо погибнут. Самыми опасными считаются сильные морозы, которые приходят раньше того, как установится плотный снежный покров.

Особенно внимательными следует быть в таком сезоне, когда лето было не слишком знойным, зато часто шли дожди. А на высокопитательной почве вашего участка это может оказаться весьма негативным фактором. Часто на влажной и питательной почве растения вегетирует очень длительный период, иногда даже выходят за рамки оптимальных сроков, что потом грозит подмерзаниями не успевших вызреть побегов.

Страдают растения и от резких колебаний температур, которые часто бывают поздней осенью. Это случается так: несколько дней стоит довольно высокая температура, когда солнышко не прячется за тучки и хорошо прогревает остывающую почву и побеги растений, а затем вдруг приходят дни, когда температура может опуститься ниже ноля. Иногда в такие периоды даже выпадают ледяные дожди, которые могут надломить или совсем отломить побеги.

Ну и, наконец, к беде может привести и человеческий фактор – от нехватки знаний садоводы иногда подкармливают растения азотными удобрениями в поздние сроки, а это крайне опасно, так как может вызвать вторую волну активного роста. Все выросшие в этот период побеги подмерзнут, растение даже может погибнуть.

Однако всех этих неприятностей можно легко избежать, если вовремя принять меры – укрыть растения, окучить их почвой, в общем, изолировать от внешнего мира и воздействия порой смертельно низких температур.

Большинство владельцев дачных участков покидают их осенью и не появляются здесь до весны. В предзимье и начале холодов вы должны поторопиться с укрытием молодых садовых растений и кустарников, лиан на зиму. Теплолюбивые растения пригибают к земле, пришпиливают их, связывают ветки хрупких растений во избежание поломок от сильных ветров, укрывают их. Вы должны сохранить все деревья и цветущие кустарники. Чтобы действовать уверенно и организовано, необходимо иметь план работы по подготовке всех элементов ландшафта вокруг дома. Кстати, в это время можно без суеты и спешки решить, чего же не хватает в вашем саду, наметить места будущих посадок деревьев и кустов, новых цветников или композиций.

Важным моментом при подготовке к зиме является оценка влажности участка. Следует помнить, что высокие урожаи сильно ослабляют растения. И суровая зима может вызвать сильные повреждения их, особенно если осенью почва не была достаточно увлажнена. Поэтому особенно важно до наступления холодов сохранить и накопить влагу в почве. Там, где это необходимо, – провести подзимний влагозарядный полив таким образом, чтобы корнеобитаемый слой на глубину 40–50 см был хорошо пропитан влагой, так как кроны уже не расходуют питательные вещества, а корневая система еще деятельна, продолжает развиваться и поглощать из почвы элементы питания. Хороший снеговой покров в саду в суровую зиму – залог сохранения корней от подмерзания. А при таянии снега весной почва поглотит всю эту влагу. Снежные и земляные валы, хворост, разложенный в нужных участках сада – это испытанные способы накопления снега. В бесснежную зиму полезно мульчировать приствольные круги и межствольные полосы торфом, компостом слоем толщиной в 5-7 см. В насаждениях земляники можно мульчировать всю поверхность почвы.

Очень важно сохранить штамбы плодово–ягодных растений от подмерзания, повреждения мышами и зайцами. Мыши повреждают в основном молодые растения в плохо обработанных садах, то есть в садах плохо прополотых и с неразрыхленной почвой. В рыхлой почве мыши, как правило, не расселяются. Наряду с этим, в садах, особенно молодых, можно применять отравленные приманки – Роденту-БИО. Раскладывайте по 1 чайной ложке в местах обитания мышей и на приствольных кругах. Для защиты от дождя приманки кладите в картонные трубочки. Отпугивающее действие оказывает и торфяная крошка, смоченная креолином (0,5–1 кг креолина на 1 ведро воды). Штамбы деревьев на зиму обвяжите лапником, строительной дранкой, полынью и мелким древесным хворостом. Использовать рубероид для этих целей надо аккуратно при задержке со снятием его весной штамб подпревает.

Важная мера, предохраняющая деревья от ожогов, – побелка на зиму стволов и скелетных сучьев. Ее следует произвести осенью или в конце зимы в один из безморозных дней. Позже она будет почти бесполезной, так как ожоги в основном бывают в феврале-марте. Мнение о том, что побелка закупоривает поры коры и затрудняет дыхание ткани, необоснованно. В тех районах, где до половины зимы мало снега, в начале зимы можно закончить обрезку смородины, крыжовника и вырезку сухих веток малины.

При выполнении всех предзимних работ создается новый ландшафтный дизайн. Оголяются тропы между различными сооружениями, ярче выражен материал их мощения, заметнее архитектурные формы, изгороди, скелеты листопадных деревьев и величественные вечнозеленые растения. Они возвышаются зелеными пирамидами с гирляндами шишек. Хвоя темно–зеленая и густая. Этими живыми памятниками следует дорожить. Зимой как листопадные растения, так и хвойные, покрытые снегом, вызывают восхищение, когда вы приезжаете на участок. Свежий воздух, единение с природой, созерцание живописного пейзажа приносят огромное удовлетворение. Конечно, хвойники особенно эффективны, пока остальные растения мало декоративны. Главное правило – подобрать породы и сорта, устойчивые в условиях микроклимата вашего сада.

Этот способ давно использовался садовниками и огородниками. А сейчас, в век технического прогресса, появилось множество средств, значительно облегчающих труд садоводов. Это и дымовые шашки, избавляющие от необходимости разводить дымные костры, и купола, позволяющие регулировать внутри них температуру, спасая тем самым растения от подмерзания, и нетканые материалы различной плотности и стоимости, в которые растения можно закутать как младенца в пеленки, буквально изолировав его от внешней среды.

А еще есть старые добрые средства – это знакомые всем нам древесные опилки, торф, бумага, полиэтиленовая пленка или хвоя.

Но начнем мы с окучивания. Этот прием до сих пор используется весьма часто: растения окучивают поздней осенью, пока почва еще рыхлая и не скованная морозом. При помощи окучивания создается холмик почвы вокруг корней. Способ быстр и эффективен, не требует никаких дополнительных затрат. Например, окучивание – наиболее распространенный способ зимнего укрытия роз, буддлеи, некоторых других растений. К тому же холмик земли возле растения защищает его и весной от талых вод. Однако этот способ имеет, увы, и свои недостатки. Самым главным, пожалуй, недостатком окучивания является то, что надземная часть при этом остается абсолютно незащищенной.

Следующее средство – использование опилок, правда, этот вариант утепления подойдет скорее для растений весьма зимостойких, для более слабых их представителей опилки могут стать абсолютно бесполезными. Ведь они могут промокнуть, затем промерзнуть, а в итоге растения будут чувствовать себя так, как будто их и не укрывали вовсе.

Еловый лапник довольно часто рекомендуют использовать для утепления. Однако для теплолюбивых растений он годится только в комбинациях, например, с мешковиной. Идеальный вариант утепления – это обернутые мешковиной растения, сверху обвязанные еловым лапником. Этот способ дешев, лапник легко достать, к тому же еловый лапник еще и надежно защитит растения от грызунов и снег задержит.

Опавшие листья – это довольно хороший вариант утепления, особенно если их так много, что можно укрыть ими небольшое растение целиком. В идеале они должны быть сухими и не нести на себе зимующие стадии болезней. Чистые, сухие опавшие листья в сочетании с все той же мешковиной, которую постилают сверху, – это идеальный вариант для укрытия теплолюбивых роз, винограда или, например, гуми (лоха многоцветкового).

Следующий вариант – это активно вошедший в практику наших садоводов и, кажется, обосновавшийся надолго нетканый материал (спанбонд СУФ-30, СУФ-60). Он прочен, надежен, довольно дешев и крайне эффективен. В сочетаниях с еловым лапником, сухими листьями и даже опилками он может стать надежным укрытием для ваших любимцев. Из нетканого материала можно соорудить небольшие шалашики, в которые легко спрятать, например, хвойники, ну, а чтобы эффективно заполнить пустое пространство между нетканым материалом и растением, можно использовать сухие листья. Кстати, создавая колпаки для растений, не забудьте положить в них отраву Родента БИО от грызунов, иначе они могут там обосноваться и всю зиму питаться вашими растениями.

Нетканый материал, помимо укрытия древесных растений (например, у слабозимостойкого абрикоса им укутывают крону) и кустарников, роз и клематиса, гуми и кизила подойдет для укрытия земляники и некоторых низкорослых кустарников.

К наиболее слабозащищенным от холодного воздуха растениям относят бирючину, бересклет, буддлею, гибискус сирийский и бузину черную, гортензию и кипарисовик, клены – дланевидный и японский, все виды лещины, падуб обыкновенный, пираканту и ракитник, самшит, софору японскую, тую складчатую, сосну Гриффита и один вид черемухи – мелкопильчатая. Все эти растения сильно нуждаются в укрытии, и будет правильно, если из всего многообразия способов и материалов вы выберете нетканый материал. Древесные растения и крупные кустарники им можно обернуть в несколько слоев, оставив между ними пустое пространство. Таким образом вы надежно защитите растения от вымерзания.

Но помимо слабозимостойких культур нуждаются в заботе и привычные всем нам зимостойкие растения. Даже ирга и черемуха могут пострадать на открытом всем ветрам пространстве, если у основания растений не будет достаточного количества снега. Поэтому в зимний период не поленитесь, съездите в свой сад и набросайте под растения побольше снега, немного уплотнив его. Проявите немного заботы, и растения ответят вам на это обильным урожаем в следующем сезоне!

У настоящего хозяина и поздней осенью в саду найдется немало неотложных дел. Речь пойдет об участках любой площади и любой степени возделанности. Садоводам осенью нужно выполнить те работы, без которых будут немыслимы:

  1. нормальный урожай плодовых и ягодных культур в новом сезоне;
  2. оригинальные, присущие только выбранному владельцами участка стилю, вид, форма и размер декоративных растений;
  3. способность почвы к воспроизводству имеющихся посадок и восприимчивости к новациям, независимо от цели (урожай, интересный дизайн, экзотические растения).

Итак, первое, что нужно сделать: если после прошедших в августе, сентябре, октябре дождей дорожки на вашей «фазенде» не размыты — не читайте этот пункт мероприятий. Если же это все-таки у вас случилось, то проследите за направлением ручейков и, сообразуясь с рельефом участка, прокопайте, в зависимости от уклона, кюветы шириной внизу 15-30 см, вверху 25-50 см, глубиной 50-70 см. Чем круче уклон, тем больше сечение траншеи. Отделайте края и днище кювета некрупным булыжником, уложенным в смесь извести (цемента) и песка с помощью киянки. Это будет красиво и функционально.

Предположим, что ваш участок так мал, например, имеет площадь 6 соток, что потеря 10 квадратных метров площади для вас неприемлема, а участок осушить надо. К тому же и в будущем предстоят новые испытания — весеннее таяние снега, паводок и т.д. В таком случае засыпьте весь объем дрены щебнем фракцией 20-40 мм, укройте плодородным слоем почвы и, в зависимости от тщательности проделанной работы, высадите поверх декоративный кустарник, если дренаж идет параллельно забору (получится живая изгородь) или засейте травой; устройте рабатку, удлиненный рокарий, но ни в коем случае не сажайте хвойные или плодовые растения, так как через несколько лет дренаж, возможно, надо будет ремонтировать, а пересаживать деревья будет сложно или невозможно.

С осени надо позаботиться о мелиорации почвы, сделав борозды в междурядьях поперек склона. Весной они примут стекающую воду и задержат смыв почвы. Такая ирригационная система застрахует ваши газоны и посадки от изобилия талой воды в теплую погоду.

Подписка на получение статей

Введите Ваш email
 
Подписаться

План-конспект занятия (подготовительная группа): Как растения готовятся к зиме»

— Воспитатель достаёт новое задание и читает. (Конверт №2)

Осень: А вы знаете, что осень это время сбора плодов и семян, а на деревьях и кустарниках тоже есть и семена и плоды. Поэтому я предлагаю детям подготовительной подгруппы собрать плоды, а старшей подгруппы  семена деревьев и кустарников, а затем рассказать о них.

(Дети берут коробочки из рюкзака. Старшие дети собирают семена, а подготовительные плоды. Вместе с педагогом рассматривают, используя лупу и определяют что такое семя, и что такое плод)

Воспитатель:

— Ребята! Как вы думаете, зачем растениям плоды? (подготовительная группа)

— А зачем растениям семена? (старшая группа)

— Как вы думаете, как растение сажает свои семена? (подготовительная группа)

— Дети: ответы

Воспитатель: — Ребята, а я хочу вам открыть один секрет, у каждого растения есть свой «садовник», который помогает сеять семена. Вот посмотрите (достаёт из конверта модели,  дети с педагогом рассматривают и определяют какой «садовник»).

Что это за модель?

Ветер – для этого «садовника» семена должны быть лёгкие, летучие. Как вы думаете, какие из собранных семян могут подойти для этой модели?

Дети: Это крылатки (клён, липа, берёза, ясень).

Посмотрите, что это за модель?

Рассматриваем следующую модель.

Звери – для этого «садовника» нужны такие семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти животного (шишки, репейник).

Рассматриваем следующую модель. Это кто?

Человек – для этого «садовника» подходят те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе  (репейник, подорожник, череда).

Следующая модель.

Птицы – для этого «садовника» подходят те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах, т.е. в ягодах (боярышник, калина, рябина, шиповник).

Дети: ответы детей.

А теперь осень предлагает вам распределить между «садовниками» семена и плоды, которые вы собрали.

Воспитатель: — Хорошо мы с вами определили «садовников».

Помните, мы с вами наблюдали, как приходиться трудно птицам добывать корм зимой?

И каждый год мы помогаем им пережить эти суровые дни.

— Какую же помощь мы им оказываем? (изготавливаем кормушки, заготавливаем корм, развешиваем кормушки вместе с работниками Национального парка).

А сегодня утром я заходила в младшую группу и мы с ребятами разговаривали о птицах.

Они тоже захотели помочь им, но не знают, как это сделать.

Как вы думаете, можем ли мы чем-то помочь малышам?

Дети: да, мы можем изготовить кормушки.

Воспитатель: что для этого нам понадобится?

Дети проговаривают, на пеньке раскладывают заготовки кормушек, клейстер, нитки, кисти, дети готовят кормушки .

Воспитатель: Ребятам старшей подгруппы вместе с Натальей Александровной я предлагаю отнести эти кормушки малышам в детский сад, а затем вернуться к нам.

( Дети старшей группы уходят) 

Воспитатель: — Ребята, а помните, мы с вами не ответили на вопрос осени.

Почему листья опадают?

Кто знает, почему осенью листья опадают?

Дети: предположения. Потому что краснеют…

Воспитатель: — А почему они не падают зелёными?

— И почему опадают только осенью?

Воспитатель: Посмотрите, осень припасла нам настоящие осенние  листочки, возьмите их

(из конверта в поднос высыпать) а с какого они дерева?

Дети: это листочки берёзы.

Воспитатель: — Да, действительно это листочки берёзы. А теперь я предлагаю вам взять лупы и рассмотреть внутреннюю сторону листа.

Дети: рассматривают листья.

Воспитатель: — Что же вы видите? Что это такое? 

Ребята, я хочу вам рассказать, почему опадают листья с веток. Оказывается, что листья — это «форточки» деревьев.

— Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. (Слайд 2)

— Корни впитывают воду из земли, (Слайд 3) потом она поднимается по стволу, (Слайд 4) по веткам, (Слайд 5) попадает в листья. (Слайд 6)

— Солнце нагревает листья — «форточки» раскрываются (Слайд 6)

выпускают влагу (Слайд 7)

лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду.

Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. Поэтому летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток.

Воспитатель: — Так почему же листья осенью опадают?

Дети: потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца!

Воспитатель: Да, действительно, потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца! (Слайд 8) 

Вопрос № 44. Подготовка растений к зиме. Защита растений в зимний период

В преддверии зимы важно помнить, что зимостойкость растения определяется не только потенциальной (наследственной) устойчивостью вида (сорта) к отрицательной температуре, но и условиями выращивания, качеством ухода, соответствием ритма роста и развития режиму изменения погодных условий. Посредством этих факторов мы можем значительно повысить зимостойкость растений. Таким образом, основными мероприятиями по подготовке растений к зиме являются правильные приемы ухода и агротехники:

● Внесение специальных подкормок:

Во второй половине лета растения заканчивают активный рост и формируют почки на следующий год, происходит вызревание побегов. Поэтому, начиная с конца июля подкормки растений азотными удобрениями нежелательны, так как стимулируют дальнейший рост. А для осенних подкормок (август – сентябрь) подходят только фосфорные, калийные, а также комплексные удобрения, не содержащие азот. Фосфор повышает зимостойкость растений, ускоряет их развитие и созревание. Оптимальное фосфорное питание стимулирует развитие корневой системы: она сильнее ветвится и глубже проникает в почву. А это, в свою очередь, способствует улучшению снабжения растений питательными элементами и влагой. Калий действует как стабилизатор водного режима в растениях, способствует поддержанию оводненности тканей, оптимизации всасывающей силы корней, уравновешиванию темпов дыхания и фотосинтеза, снижает поражаемость растений грибными болезнями. В результате растения, обеспеченные калием, становятся более устойчивыми к избытку и недостатку влаги, повышенным и пониженным температурам, повышается морозоустойчивость растений. Многие известные производители выпускают специализированные удобрения, обозначаемые на этикетке как «Осенние». Дозировка и способ внесения указывается на упаковке удобрения.



● Обрезка:

Обычно осенью проводят только санитарную обрезку растений: вырезают засохшие, пораженные болезнями, надломленные ветви. Отмершие побеги, сохраняющиеся на дереве, а также пеньки от неправильной обрезки являются очагами гниения древесины, потенциально опасными для всего дерева.

● Борьба с вредителями и болезнями:

Сырая и прохладная осенняя погода способствует активному развитию грибковых заболеваний, особенно на растениях, ослабленных после посадки (пересадки). Частые дожди резко уменьшают результат и защитное действие химических обработок, т.к. препарат большей частью смывается с листьев.


До 75% вредителей растений зимует в опавшей листве, в земле и на ее поверхности. Поэтому, чтобы ограничить их распространение в следующем году, очень важно осенью провести санитарную обрезку растений, а также тщательно собрать опавшую листву, другие растительные остатки и сжечь или вывезти их с участка, при необходимости провести обработку приствольных кругов фунгицидами.

● Полив:

Регулярный полив необходим растениям не только в период активного роста, но и для подготовки к зиме. Недостаточный полив растений осенью приводит к физиологической засухе и снижению зимостойкости. С другой стороны, нужно помнить о том, что недостаточное увлажнение в первой половине лета и обильные осадки во второй половине могут спровоцировать вторичный рост побегов. В результате чего растения не смогут своевременно закончить рост и войти в состояние покоя.

● Укрытие:

Большинство растений, используемых в озеленении, хорошо приспособлены к климату средней полосы России и нормально зимуют без дополнительного укрытия. Но если саженцы даже зимостойких культур высажены в этом году, рекомендуется их утеплить. В укрытии обязательно нуждаются почти все розы (кроме «диких» — шиповников), клематисы, цветущие на побегах текущего года, вечнозеленые и листопадные рододендроны.

Укрытие не должно ни в коем случае повреждать и ломать ветви растений. Поэтому раскидистые кустарники, а также растения, склонные к разваливанию куста, сначала рекомендуется аккуратно связать, а затем приступать к укрытию. Ломкие, хрупкие растения связывать нежелательно — для них готовят специальные каркасы, на которые уже кладется теплоизоляционный слой.

Основные материалы для укрытия растений:

Еловый лапник — природный, экологически-чистый материал. Хорошо задерживает снег и сохраняет тепло;

Лутрасил — легкий, тонкий, удобный в работе нетканый материал. Может быть различной плотности. Полотно этого материала может непосредственно использоваться для укрытия, а также натягиваться на каркас, нарезаться полосами для обмотки штамбов растений. Однако, многие специалисты рекомендуют с осторожностью использовать его в качестве зимнего укрытия, поскольку структура этого материала такова, что пропуская тепло внутрь, он не выпускает его обратно и растения зимой под ним могут пострадать от перегрева.

Крафт-бумага – хороший укрывной материал. Плотная, не пропускает свет, тем самым предохраняет растения от солнечных ожогов (актуально для хвойных и вечнозеленых лиственных растений в феврале-марте), защищает от ветра и мороза;

Перегной, торф – используется для мульчирования и окучивания растений. Защищает корневую шейку и прививку от повреждения морозами.

К укрытию растений приступают, когда установится отрицательная температура, а земля немного промерзнет (при температуре воздуха -5*С). Укрытие никогда не кладут на влажную землю. Это, как правило, приводит к повышенной влажности и развитию грибковых заболеваний под укрывным материалом.

Растения, которые нуждаются в укрытии, мульчируют слоем листвы или торфа, чтобы защитить корневую шейку и место прививки.

Штамбы молодых растений рекомендует защитить от морозобоин, обернув лентами мешковины или лутрасила.

Особого внимания требуют вечнозеленые растения с нежной хвоей, страдающие от весенних солнечных ожогов в феврале-марте. Хвоя при этом жухнет и только со временем, если не пострадали почки, поврежденные места зарастают молодыми побегами. При серьезных ожогах повредиться могут также почки и приросты предыдущих лет — в этом случае ветви вырезаются до здоровой древесины.

Основными причинами появления ожогов принято считать ощутимые суточные колебания температуры совместно с ярким солнцем, которое, прогревая надземную часть растения, активирует дыхательные процессы и транспирацию, а корневая система в померзшем состоянии не может обеспечить крону необходимой влагой. Таким образом, серьезно нарушается водный баланс растения, и растения «горят»: возникают ожоги, которые могут повреждать не только хвою, но и почки и даже прошлогодние приросты.

Чтобы предотвратить образование весенних ожогов растения, как правило, притеняют — устанавливают щиты с натянутой на них мешковиной или лутрасилом так, чтобы защитить от самого жаркого полуденного солнца. Можно также обернуть само растение укрывным материалом, таким как мешковина, крафт-бумага или лутрасил, но следует обратить внимание на то, что укрытие должно быть легким и дышащим, чтобы растение не пострадало от перегрева при оттепели.

Также для предотвращения весенних ожогов можно рекомендовать полив слегка теплой водой ранней весной. Это способствует более быстрому оттаиванию корневой системы, обеспечивает растение влагой и уменьшает риск возникновения ожога.

Факторы приводящие к снижению зимостойкости растений:

• Позднее внесение азотных удобрений и других стимуляторов роста. Растения в этом случае еще в октябре имеют тёмно-зелёную листву и не одревесневшие (зеленые) приросты текущего года. Осенние удобрения вообще не должны содержать азот;

• Применение повышенных доз внекорневых подкормок;

• Нарушение агротехники в течение вегетационного периода, в том числе недостаточный полив;

• Чрезмерно сильная и несвоевременная осенняя обрезка.

Важные вопросы по биологии, Глава 14 — Дыхание растений

    • БЕСПЛАТНАЯ ЗАПИСЬ КЛАСС
    • КОНКУРСНЫЕ ЭКЗАМЕНА
      • BNAT
      • Классы
        • Класс 1-3
        • Класс 4-5
        • Класс 6-10
        • Класс 110003 CBSE
          • Книги NCERT
            • Книги NCERT для класса 5
            • Книги NCERT, класс 6
            • Книги NCERT для класса 7
            • Книги NCERT для класса 8
            • Книги NCERT для класса 9
            • Книги NCERT для класса 10
            • NCERT Книги для класса 11
            • NCERT Книги для класса 12
          • NCERT Exemplar
            • NCERT Exemplar Class 8
            • NCERT Exemplar Class 9
            • NCERT Exemplar Class 10
            • NCERT Exemplar Class 11
            • 9plar

            • RS Aggarwal
              • Решения RS Aggarwal Class 12
              • RS Aggarwal Class 11 Solutions
              • RS Aggarwal Решения класса 10
              • Решения RS Aggarwal класса 9
              • Решения RS Aggarwal класса 8
              • Решения RS Aggarwal класса 7
              • Решения RS Aggarwal класса 6
            • RD Sharma
              • RD Sharma Class 6 Решения
              • RD Sharma Class 7 Решения
              • Решения RD Sharma класса 8
              • Решения RD Sharma класса 9
              • Решения RD Sharma класса 10
              • Решения RD Sharma класса 11
              • Решения RD Sharma Class 12
            • PHYSICS
              • Механика
              • Оптика
              • Термодинамика
              • Электромагнетизм
            • ХИМИЯ
              • Органическая химия
              • Неорганическая химия
              • Периодическая таблица
            • MATHS
              • Статистика
              • 9000 Pro Числа
              • Числа
              • 9000 Pro Числа Тр Игонометрические функции
              • Взаимосвязи и функции
              • Последовательности и серии
              • Таблицы умножения
              • Детерминанты и матрицы
              • Прибыль и убытки
              • Полиномиальные уравнения
              • Деление фракций
            • Microology
                0003000
            • FORMULAS
              • Математические формулы
              • Алгебраические формулы
              • Тригонометрические формулы
              • Геометрические формулы
            • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
              • Математические калькуляторы
              • 0003000
              • 000 Калькуляторы
              • 000 Физические модели 900 Образцы документов для класса 6
              • Образцы документов CBSE для класса 7
              • Образцы документов CBSE для класса 8
              • Образцы документов CBSE для класса 9
              • Образцы документов CBSE для класса 10
              • Образцы документов CBSE для класса 1 1
              • Образцы документов CBSE для класса 12
            • Вопросники предыдущего года CBSE
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 10
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 12
            • HC Verma Solutions
              • HC Verma Solutions Класс 11 Физика
              • HC Verma Solutions Класс 12 Физика
            • Решения Лакмира Сингха
              • Решения Лахмира Сингха класса 9
              • Решения Лахмира Сингха класса 10
              • Решения Лакмира Сингха класса 8
            • 9000 Класс

            9000BSE 9000 Примечания3 2 6 Примечания CBSE

          • Примечания CBSE класса 7
          • Примечания

          • Примечания CBSE класса 8
          • Примечания CBSE класса 9
          • Примечания CBSE класса 10
          • Примечания CBSE класса 11
          • Примечания 12 CBSE
        • Примечания к редакции 9000 CBSE 9000 Примечания к редакции класса 9
        • CBSE Примечания к редакции класса 10
        • CBSE Примечания к редакции класса 11
        • Примечания к редакции класса 12 CBSE
      • Дополнительные вопросы CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 8 CBSE
        • Дополнительные вопросы по науке 8 класса CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE Вопросы
        • CBSE Class 10 Дополнительные вопросы по математике
        • CBSE Class 10 Science Extra questions
      • CBSE Class
        • Class 3
        • Class 4
        • Class 5
        • Class 6
        • Class 7
        • Class 8 Класс 9
        • Класс 10
        • Класс 11
        • Класс 12
      • Учебные решения
    • Решения NCERT
      • Решения NCERT для класса 11
        • Решения NCERT для класса 11 по физике
        • Решения NCERT для класса 11 Химия
        • Решения NCERT для биологии класса 11
        • Решение NCERT s Для класса 11 по математике
        • NCERT Solutions Class 11 Accountancy
        • NCERT Solutions Class 11 Business Studies
        • NCERT Solutions Class 11 Economics
        • NCERT Solutions Class 11 Statistics
        • NCERT Solutions Class 11 Commerce
      • NCERT Solutions for Class 12
        • Решения NCERT для физики класса 12
        • Решения NCERT для химии класса 12
        • Решения NCERT для биологии класса 12
        • Решения NCERT для математики класса 12
        • Решения NCERT, класс 12, бухгалтерия
        • Решения NCERT, класс 12, бизнес-исследования
        • NCERT Solutions Class 12 Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 1
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 2
        • NCERT Solutions Class 12 Micro-Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Commerce
        • NCERT Solutions Class 12 Macro-Economics
      • NCERT Solut Ионы Для класса 4
        • Решения NCERT для математики класса 4
        • Решения NCERT для класса 4 EVS
      • Решения NCERT для класса 5
        • Решения NCERT для математики класса 5
        • Решения NCERT для класса 5 EVS
      • Решения NCERT для класса 6
        • Решения NCERT для математики класса 6
        • Решения NCERT для науки класса 6
        • Решения NCERT для класса 6 по социальным наукам
        • Решения NCERT для класса 6 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 7
        • Решения NCERT для математики класса 7
        • Решения NCERT для науки класса 7
        • Решения NCERT для социальных наук класса 7
        • Решения NCERT для класса 7 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 8
        • Решения NCERT для математики класса 8
        • Решения NCERT для науки 8 класса
        • Решения NCERT для социальных наук 8 класса ce
        • Решения NCERT для класса 8 Английский
      • Решения NCERT для класса 9
        • Решения NCERT для класса 9 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 9
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 2
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 3
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 4
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 5
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 6
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 7
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 8
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 9
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 10
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 11
        • Решения

        • NCERT для математики класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9 Глава 13
        • NCER Решения T для математики класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
      • Решения NCERT для науки класса 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 2
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 3
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 4
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 5
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 6
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 7
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 8
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 10
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 11
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 13
        • Решения NCERT

        • для науки класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для класса 9 по науке Глава 15
      • Решения NCERT для класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 10
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 2
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 3
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 4
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 5
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 6
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 7
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 8
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 9
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава

.

важных вопросов из всех глав по биологии класса 12 CBSE

    • БЕСПЛАТНАЯ ЗАПИСЬ КЛАСС
    • КОНКУРСНЫЕ ЭКЗАМЕНА
      • BNAT
      • Классы
        • Класс 1-3
        • Класс 4-5
        • Класс 6-10
        • Класс 110003 CBSE
          • Книги NCERT
            • Книги NCERT для класса 5
            • Книги NCERT, класс 6
            • Книги NCERT для класса 7
            • Книги NCERT для класса 8
            • Книги NCERT для класса 9
            • Книги NCERT для класса 10
            • NCERT Книги для класса 11
            • NCERT Книги для класса 12
          • NCERT Exemplar
            • NCERT Exemplar Class 8
            • NCERT Exemplar Class 9
            • NCERT Exemplar Class 10
            • NCERT Exemplar Class 11
            • 9plar

            • RS Aggarwal
              • Решения RS Aggarwal Class 12
              • RS Aggarwal Class 11 Solutions
              • RS Aggarwal Решения класса 10
              • Решения RS Aggarwal класса 9
              • Решения RS Aggarwal класса 8
              • Решения RS Aggarwal класса 7
              • Решения RS Aggarwal класса 6
            • RD Sharma
              • RD Sharma Class 6 Решения
              • RD Sharma Class 7 Решения
              • Решения RD Sharma класса 8
              • Решения RD Sharma класса 9
              • Решения RD Sharma класса 10
              • Решения RD Sharma класса 11
              • Решения RD Sharma Class 12
            • PHYSICS
              • Механика
              • Оптика
              • Термодинамика
              • Электромагнетизм
            • ХИМИЯ
              • Органическая химия
              • Неорганическая химия
              • Периодическая таблица
            • MATHS
              • Статистика
              • 9000 Pro Числа
              • Числа
              • 9000 Pro Числа Тр Игонометрические функции
              • Взаимосвязи и функции
              • Последовательности и серии
              • Таблицы умножения
              • Детерминанты и матрицы
              • Прибыль и убытки
              • Полиномиальные уравнения
              • Деление фракций
            • Microology
                0003000
            • FORMULAS
              • Математические формулы
              • Алгебраические формулы
              • Тригонометрические формулы
              • Геометрические формулы
            • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
              • Математические калькуляторы
              • 0003000
              • 000 Калькуляторы
              • 000 Физические модели 900 Образцы документов для класса 6
              • Образцы документов CBSE для класса 7
              • Образцы документов CBSE для класса 8
              • Образцы документов CBSE для класса 9
              • Образцы документов CBSE для класса 10
              • Образцы документов CBSE для класса 1 1
              • Образцы документов CBSE для класса 12
            • Вопросники предыдущего года CBSE
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 10
              • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 12
            • HC Verma Solutions
              • HC Verma Solutions Класс 11 Физика
              • HC Verma Solutions Класс 12 Физика
            • Решения Лакмира Сингха
              • Решения Лахмира Сингха класса 9
              • Решения Лахмира Сингха класса 10
              • Решения Лакмира Сингха класса 8
            • 9000 Класс

            9000BSE 9000 Примечания3 2 6 Примечания CBSE

          • Примечания CBSE класса 7
          • Примечания

          • Примечания CBSE класса 8
          • Примечания CBSE класса 9
          • Примечания CBSE класса 10
          • Примечания CBSE класса 11
          • Примечания 12 CBSE
        • Примечания к редакции 9000 CBSE 9000 Примечания к редакции класса 9
        • CBSE Примечания к редакции класса 10
        • CBSE Примечания к редакции класса 11
        • Примечания к редакции класса 12 CBSE
      • Дополнительные вопросы CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 8 CBSE
        • Дополнительные вопросы по науке 8 класса CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE
        • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE Вопросы
        • CBSE Class 10 Дополнительные вопросы по математике
        • CBSE Class 10 Science Extra questions
      • CBSE Class
        • Class 3
        • Class 4
        • Class 5
        • Class 6
        • Class 7
        • Class 8 Класс 9
        • Класс 10
        • Класс 11
        • Класс 12
      • Учебные решения
    • Решения NCERT
      • Решения NCERT для класса 11
        • Решения NCERT для класса 11 по физике
        • Решения NCERT для класса 11 Химия
        • Решения NCERT для биологии класса 11
        • Решение NCERT s Для класса 11 по математике
        • NCERT Solutions Class 11 Accountancy
        • NCERT Solutions Class 11 Business Studies
        • NCERT Solutions Class 11 Economics
        • NCERT Solutions Class 11 Statistics
        • NCERT Solutions Class 11 Commerce
      • NCERT Solutions for Class 12
        • Решения NCERT для физики класса 12
        • Решения NCERT для химии класса 12
        • Решения NCERT для биологии класса 12
        • Решения NCERT для математики класса 12
        • Решения NCERT, класс 12, бухгалтерия
        • Решения NCERT, класс 12, бизнес-исследования
        • NCERT Solutions Class 12 Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 1
        • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 2
        • NCERT Solutions Class 12 Micro-Economics
        • NCERT Solutions Class 12 Commerce
        • NCERT Solutions Class 12 Macro-Economics
      • NCERT Solut Ионы Для класса 4
        • Решения NCERT для математики класса 4
        • Решения NCERT для класса 4 EVS
      • Решения NCERT для класса 5
        • Решения NCERT для математики класса 5
        • Решения NCERT для класса 5 EVS
      • Решения NCERT для класса 6
        • Решения NCERT для математики класса 6
        • Решения NCERT для науки класса 6
        • Решения NCERT для класса 6 по социальным наукам
        • Решения NCERT для класса 6 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 7
        • Решения NCERT для математики класса 7
        • Решения NCERT для науки класса 7
        • Решения NCERT для социальных наук класса 7
        • Решения NCERT для класса 7 Английский язык
      • Решения NCERT для класса 8
        • Решения NCERT для математики класса 8
        • Решения NCERT для науки 8 класса
        • Решения NCERT для социальных наук 8 класса ce
        • Решения NCERT для класса 8 Английский
      • Решения NCERT для класса 9
        • Решения NCERT для класса 9 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 9
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 2
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 3
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 4
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 5
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 6
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 7
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 8
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 9
        • Решения NCERT для математики класса 9, глава 10
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9, глава 11
        • Решения

        • NCERT для математики класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT

        • для математики класса 9 Глава 13
        • NCER Решения T для математики класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
      • Решения NCERT для науки класса 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 1
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 2
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 3
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 4
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 5
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 6
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 7
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 8
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 9
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 10
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 12
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 11
        • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 13
        • Решения NCERT

        • для науки класса 9 Глава 14
        • Решения NCERT для класса 9 по науке Глава 15
      • Решения NCERT для класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам
      • Решения NCERT для математики класса 10
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 2
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 3

.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments